Кино перестало быть настолько таинственным, благодаря документалкам о процессе создания фильмов. Мы знаем, кто такие режиссеры, актеры, сценаристы, композиторы, догадываемся о роли исполнительных продюсеров. А вот роль «хлопушки» — человека с кинохлопушкой — ясна не до конца. Что это за работа такая, когда ты стоишь с дощечкой, говоришь номер сцены и хлопаешь деревяшками?

 

С чего всё началось

Инструмент для хлопанья появился тогда же, когда начали снимать длинные фильмы. Разобрать все отснятые бобины пленки, склеить сцены и не потерять важные куски — сложная задача, которая занимала уйму времени.

Поэтому в 1927 году господин Фрэнсис Уильям Тринг-третий поддерживал практику писать на черной меловой дощечке информацию о фильме. Эра звукового кино уже началась, так что специальный маркер требовался и звукорежиссеру. К меловой доске добавилась отдельная «хлопалка» — две деревянные рейки, скрепленные шарниром.

Для работы требовалось два человека — один держит табличку, а другой хлопает брусками. Но на съемках редко бывает профицит персонала, посему должность «хлопальщика» ложилась на плечи одного человека. И хорошо, если это был мужчина, ведь доска и бруски весили достаточно, чтобы к концу смены болели руки и спина.

Отныне процесс работы выглядел так: сперва показать табличку, потом придержать её подмышкой и смачно хлопнуть деревяшками. Первым это достало работника студии Universal Леона М. Леона. Отработав несколько дней с этим агрегатом, он пришел к студийному плотнику и попросил приколотить намертво бруски к дощечке. Так появилась полноценная хлопушка, которая претерпела минимальные изменения за минувшие 100 лет.

Почему она так выглядит?

Первые хлопушки были черными досками, на которых писали белым мелом. Хлопающий механизм также красили «под зебру». Объяснение простое: чтобы легче было искать необходимые кадры на негативах. Когда пленка стала цветной, то такие ухищрения были не важны. Дощечки стали делать из пластика, писали маркерами, которые стирали тряпкой или губкой.

Основная информация, которую отображают на табличке:

• имя режиссера;

• название фильма;

• номер сцены;

• дополнительная информация: крупный план, общий, деталь;

• номер дубля;

• иногда там же пишут номер камеры, её модель, фильтры.

 

Процесс работы

Сперва господин режиссер кричит: «Мотор!». Все замолкают на площадке, и только зычный голос звукорежиссера сообщает, что «Мотор идет!». После этого ассистент режиссера или оператора показывает хлопушку в кадр и громко сообщает: «Сцена такая-то, дубль 1!», хлопает и стремительно исчезает. По команде «начали!» стартуют съемки.

Сценарий может разниться от обстоятельств. Например, если в кино или сцене нет звука, то и хлопать не нужно. Вместо этого ассистент кладет ладонь на полосатые палочки, показывая немоту происходящего.

В другом случае хлопушка может не влезать в кадр, если снимают крупный план или какую-то деталь. Тогда её снимают в перевернутом состоянии после команды «Стоп!». Или же всё-таки пытаются воткнуть в кадр: сперва показывают информацию на нижней части, потом опускают до реек и аккуратно ими хлопают.

На этапе постпродакшена именно хлопушка становится маркером для адекватного сведения звука и картинки.

 

4 правила работы с кинохлопушкой

1. На площадке должен работать скрипт-супервайзер. Он знает сценарий, костюмы и декорации, следит за процессом, делает пометки по сценам, записывает комментарии режиссера, оператора и звуковиков. Этот же человек помечает удачные дубли. А ещё этот невидимый герой говорит ассистенту, что должно быть на табличке в этой сцене.

2. Писать четко и разборчиво, без лишних завитушек. На площадке это кажется милой забавой, но во время монтажа обернется трагедией, т. к. невозможно разобрать, какая сцена или дубль.

3. Не покидать свой пост вместе с рабочим инструментом. Ассистент может отлучиться по каким-то причинам. Но если он заберет с собой кинохлопушку, то встанет весь рабочий процесс. А за это никто не погладит по голове.

4. Для ночных смен всегда имейте при себе фонарик и сменные батарейки, чтобы подсветить табличку.

 

Я снимаю короткометражки и обзоры. Нужна ли мне хлопушка?

Если вы хотите облегчить процесс последующего сведения материала, то да, хлопушка необходима. На съемках рекламный роликов, которые длятся 30-60 секунд, используют этот киношный маркер, потому что кадров будет всегда больше, чем два. Крупные и общие планы, детали, неудачные дубли. Как правило, материал записывается на 1.5 — 2 часа. Чтобы быстро находить необходимые части видео и звука нужен некоторый разделитель. Им и становится хлопушка.

 

Кинохлопушка NWStudio

Самый оптимальный вариант для съёмок. На ней уже размечены все необходимые поля: от имени режиссера и названия проекта, до характеристик камеры и оптики. Хлопушка сделана из того же материала, который используют для пластиковых моющихся досок. Поэтому для работы понадобятся соответствующие маркеры, чтобы оперативно обновлять информацию.

Стоит купить кинохлопушку NWStudio без раздумий, если вы хотите заниматься полупрофессиональными или профессиональными съемками. Она существенно упорядочит и облегчит вашу работу. Деревянные рейки фиксируются магнитами — небольшая защита от внезапного раскрытия хлопушки и запарывания звуковой дорожки.