Как молоды мы были...

В советское время и в начале 90-х годов ХХ века в распоряжении малышни имелся металлический конструктор. Папы с чадами усаживались на пол и собирали подъемные краны с движущейся стрелой, экскаваторы с рабочим ковшом, самолеты с крутящимся пропеллером.

Взрослея, ребенок интересовался устройством работы старого проигрывателя пластинок или начинкой маминой швейной машины. Веселые 90-ые — развлекались как могли. Такая тяга к знаниям приносила головную боль родителям. Приходилось прятать инструменты подальше в шкаф, надеясь, что это умерит пыл и любознательность ребенка.

Шло время, индустрия детских игрушек не стояла на месте. В начале 2000-х годов компания Lego выпустила новый конструктор Lego Technics. Отличительная черта — детали для сборки игрушки. Появились шестеренки, резинки, трубки и т. д. Продвинутые модели оснащались радиоуправлением. Счастливый ребенок кропотливо собирал гоночный кар или внедорожник, а потом, захлебываясь восторгом, показывал родителям результат трудов.

Казалось бы, что в XXI веке детей сложно заинтересовать сборкой конструктора. Это не совсем так. Жизнь завязана на технике и электронике. Так почему бы не предложить ребенку собрать и настроить своего робота. Тем более, что сделать это куда проще, чем 30 лет назад.

 

Робот DJI Robomaster S1

Стоит начать с пояснения, что такое Robomaster S1 и с чем его едят. На первый взгляд он похож на марсоход или робот для обезвреживания бомб.


Робот для обезвреживания взрывчатых веществ РТС-РР 

Марсоход Curiosity

 

Самодвижущийся программируемый робот, созданный для обучения и развлечения. Вездеход поставляется в разобранном виде, за исключением блока мотора, двухосевого стабилизатора, камеры и пушки — эти детали уже собраны. Остальное предстоит сделать самостоятельно.

Детали Robomaster S1

 

Millenium Falcon из Lego покажется детской забавой по сравнению с этим. Не исключено, что ребенку понадобится помощь родителей, а взрослому — поддержка друзей. Сборка и настройка робота объединяет и сближает, как групповые занятия зимним спортом.

 

Как работает робот

Собрать робота — половина дела. Далее идет настройка. И не просто поставить галочки в нужных местах, а запрограммировать под каждое действие. Не так страшен черт как его малюют — в приложении предусмотрены обучающие программы и видео.

Программирование вездехода происходит на двух языках: Scratch 3.0 и Python. Скретч — это обучающая среда для программирования, созданная для детей и подростков. Там не пишутся длинные строки кода, а нужно правильно сопоставить блоки один с другим. Как в Lego.

С помощью Скретч программируются действия искусственного интеллекта (ИИ). Например, собирается блок для управления движением: нажали одну клавишу — робот проехал 3 метра прямо и повернул налево.

Язык Python также используется для программирования ИИ и автоматизации действий робота. Например: хлопнули в ладоши один раз — робот включил камеру и поехал пугать кота жужжанием мотора.

 

На что способен

ИИ робота идентифицирует людей и предметы также, как смартфоны распознают отпечатки пальцев и лица владельцев. Но на этом возможности не заканчиваются.
Пользователь научит свой вездеход разным «фишечкам», если напишет подходящий код.

 

Робот распознает:

• Движения и жесты;

• Предметы;

• Лица и фигуры людей;

• Цифры и символы;

• Линии, нарисованные на полу;

• Другие Robomaster;

• Хлопки в ладоши.

 

Компьютерное зрение робота DJI Robomaster S1 считывает движение или человека, которое записано в его память. Например, это станет находкой для скейтбордистов: перед выполнением очередного трюка робот распознает лицо скейтера и следует за ним, записывает, что тот делает. Оператор больше не бегает за объектом съемок с камерой в руках, за него это делает робот.

 

Как использовать

Помимо развивающих функций, робот создан для развлечений. Существует 2 режима: одиночный и битва. Для управления устанавливается приложение Robomaster, которое работает на операционных системах: Android, Windows, iOS.

В одиночном режиме оттачивается мастерство вождения и стрельбы по мишеням. Ведется слежка за холодильником. Наконец раскроется тайна пропадающего последнего мороженого. Стрельба ведется гелевыми шариками или инфракрасным лазером. Также, в одиночном режиме проверяются функции, которые написали в разделе «Обучение».

«Битва» это многопользовательский режим для игры с друзьями. Устраивайте классические гонки на скорость или прохождение контрольных точек. Если недостаточно адреналина — начните шаропролитную войну против других игроков. Стрельба ведется по 6 датчикам, расположенным по периметру корпуса и на стабилизаторе.

Датчики — это «умная броня» робота. Попадание шарика или лазера в датчик передает данные о выстреле. Полученная информация полезна для написания маневра уклонения. В следующий раз с этого угла не попадут, т. к. робот автоматически уйдет из-под обстрела. Обычная стрелялка превращается в настоящую битву ловкости и знаний.

 

Характеристики

Робот:

• Габариты (ВхШхГ): 32×24×27 см;

• Вес: 3,3 кг;

• Емкость аккумулятора: 2400 mAh;

• Время работы: 100 мин в режиме ожидания, 30 мин при непрерывном использовании на макс. скорости;

• Макс. скорость: 3,5 м/с = 12,6 км/ч;

• Подключение к смартфонам или компьютеру через Wi-Fi.

 

Камера:

• 5 МП;

• Размер изображения: 2560×1440;

• Разрешение видео: FullHD 1080p;

• Поддержка карт памяти microSD: до 64 Гб.

 

Комплектация

• Интеллектуальный контроллер;

• Двигатель;

• 4 колеса, состоящие из 12 мягких валиков;

• 4 датчика «умной брони»;

• Аккумулятор;

• Двухосевой стабилизатор;

• Пушка для стрельбы гелевыми шариками и инфракрасным лазером;

• Обойма на 430 шариков;

• Камера;

• Баночка с 500 шариками;

• Набор винтов для фиксации камеры и пушки;

• Зарядное устройство;

• Набор проводов для подключения к компьютеру и камеру к контроллеру;

• Таблички с цифрами;

• Отвертка.

Перед использованием шарики замачивают в воде на 3 часа. Не пугайтесь, они увеличатся в размере. Снаряды многоразовые. Перед повторным использованием стоит промыть и просушить заряды.

Итог

Обучение в процессе игры. Такая методика не нова, но несет в себе положительные результаты. Заинтересовать ребенка проще, когда он видит результат изученного и примененного материала на деле. Стоит купить робота ребенку, который увлекается роботами и проявляет интерес к программированию. Тогда он надолго засядет за новую игрушку, которая учится и развивается вместе с ним. А там и школьные знания подтянутся.