Коллеги из интернет-портала Prophotos.ru подготовили подробнейший обзор невероятной экшн-камеры HERO6 Black и, дабы не быть голословными, провели полевые испытания, демонстрирующие реальные возможности флагмана от GoPro. Материал получился действительно подробным и полезным, и мы ради им с вами поделиться. Тонкости управления и настройки, плюсы, минусы и выводы — со всем этим вы можете ознакомиться прямо сейчас!

 Знакомство

Последние два года я много работаю с камерами GoProЧерез мои руки прошло три десятка GoPro HERO4 Black, которые приходилось использовать в самых разных условиях: и при съёмке активных видов спорта на улице, и на различных мероприятиях в помещении. В какой-то момент я понял, что могу настраивать их даже вслепую, ориентируясь лишь по звуку.

Одним из ключевых недостатков HERO4 было отсутствие внешнего экрана: чтобы подключиться к телефону, требовалось около минуты времени, плюс ещё около пяти секунд задержки при лайфвью. А ведь для камеры, созданной специально для съёмок в постоянно меняющейся обстановке, когда и сам оператор, и всё вокруг может быть в движении, скорость реакции на событие особенно важна.

В конце 2016 года вышла модель GoPro HERO5 Black. В ней появился сенсорный экран, что стало большим шагом вперёд: чтобы настроить камеру, больше не нужно несколько раз нажимать на кнопки, пытаясь что-то разглядеть в мелком меню. Для тех, кто использует одну экшн-камеру, логичен выбор в пользу новинки. Но я оказался не готов заменить на 5-ю версию весь парк используемых в работе камер GoPro HERO4. 

И вот — анонс GoPro HERO6 Black. Заявлено разрешение видео 4К при 60 кадрах/с, и это — в той же миниатюрной камере, которая выдерживает любые приключения! Обещана и возможность снимать с частотой 120 кадров/с при разрешении 2,7К и 240 кадров/с — при Full HD. То есть самые интересные моменты видео теперь можно замедлить в несколько раз даже при достаточно высоком разрешении. Как уверяет производитель, таких показателей удалось достичь благодаря новому процессору GP1. Он же позволяет стабилизировать 4К видео, но пока что только снятое при 30 кадрах/с. Однако GoPro HERO5 и так не умела.

Шестая версия камеры заинтересовала больше, чем предыдущая модель. Обновления в GoPro HERO5 в основном касались пользовательского интерфейса, а в 6-й модели значительно улучшились характеристики съёмки. Дальше мы подробно изучим возможности GoPro HERO6 и особенно то, что её отличает от предыдущих моделей.

Компания GoPro выпускает не только камеры и их комплектующие, но и аксессуары к GoPro под общим названием Karma. Эта система включает в себя, например, электронный стабилизатор Karma Grip и дрон Karma. Камера GoPro HERO6 полностью совместима с этими устройствами. Первый из этих аксессуаров мы тоже рассмотрим в статье.

Дизайн и конструкция

Корпус камеры, по сравнению с GoPro HERO5, практически не изменился. Крышки разъёмов и батарейного отсека закрываются достаточно плотно, есть резиновые прокладки. Заявлено, что с данной камерой, как и с её предшественницей, можно погружаться на глубину до 10 метров. Правильно закрытые крышки обеспечивают полную водонепроницаемость даже без использования дополнительных боксов.

Аккумуляторы используются такие же, как в GoPro HERO5, поэтому при переходе на GoPro HERO6 они останутся в работе. Заряжается новая модель также через разъём USB Type-C.

Для установки камеры в электронный стабилизатор GoPro Karma Grip надо полностью снять крышку, закрывающую разъёмы подключения. Мне не очень нравится тип используемой защёлки, но при аккуратном использовании проблем возникнуть не должно.

Управление

СЕНСОРНЫЙ ЭКРАН

Сенсорный экран приятно порадовал. Через него можно управлять абсолютно всеми функциями камеры. Изначально экран позволяет выбрать режим съёмки: видео, фото или таймлапс (замедленная съёмка). Для режима видео там же выбирается разрешение, частота кадров и угол обзора.

Вызвать расширенные настройки можно при помощи свайпа вправо, а галерею — влево. В меню, открывающемся при движении пальца сверху вниз, расположены общие настройки камеры, например, подключение к беспроводным сетям. Надо только провести пальцем в нужном направлении, не обязательно захватывать какой-то значок, как, например, при перетаскивании окна на компьютере.

Экран отзывчивый, и производитель был прав, расположив функции включения стабилизации и шумоподавления на отдельных экранах, — так случайно другую кнопку не заденешь. Но хочется, чтобы сами кнопки активации были покрупнее.

После включения записи какие-либо настройки менять нельзя, хотя возможность зумировать, не прекращая запись, была бы полезной. Во время записи для экономии энергии автоматически уменьшается яркость экрана.

Разработчики как следует поработали с камерой: задержка отображения картинки на экране смартфона при подключении по Wi-Fi теперь не более 2−3 секунд, в отличие от 5 секунд в прошлых версиях камеры. Производитель не ставил цели превращать камеру в киноинструмент, работающий с внешними дисплеями, так как более мощный Wi-Fi, требуемый для передачи картинки, быстрее посадит аккумулятор. С такой задержкой достаточно комфортно выставлять кадр при креплении камеры, а уже в процессе экшн-съёмки делать с неё прямой эфир зачастую не нужно.

Качество превью тоже улучшилось. Теперь можно работать с галереей, даже когда карта памяти забита под завязку: превью грузится очень быстро, а воспроизведение любого фото/видео файла происходит почти мгновенно. Для просмотра отснятых фото и видео нужно провести пальцем слева направо. Появится последний записанный файл, и его можно проиграть. Слева вверху есть иконка, при нажатии на которую откроется галерея превью отснятого материала. Там можно удалить неудачные кадры и отметить лучшие.

Благодаря встроенному гироскопу камера сама определяет, где находится верх, а где низ — небольшая, но приятная мелочь.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПО WI-FI

GoPro HERO6 способна работать с Wi-Fi сетями в диапазоне 5 ГГц, а не только 2,4 ГГц, поэтому скорость передачи фото и видео на смартфон увеличилась.

ГОЛОСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Голосовые помощники сами по себе появились не так давно, а в экшн-камерах они стали использоваться только в 2016 году — в камерах GoPro HERO5 и Garmin Virb Ultra 30. Позже примеру этих производителей последовали и другие. Для экшн-камер это настоящая находка, ведь не всегда есть возможность нажать на кнопку записи. Это трудно, например, когда оператор за рулём, его руки в толстых горнолыжных перчатках или камера уже закреплена на селфи-палке. Теперь подобные обстоятельства не помешают быстро начать съёмку.

Основные действия с камерой производятся с помощью простых голосовых команд. Их полный список есть в руководстве пользователя. Чтобы GoPro HERO6 распознала речевую команду, каждая из них начинается с обращения к камере «по имени», так же, как и в голосовых помощниках смартфонов. Не притрагиваясь к камере, можно изменить режим съёмки с фото на видео или таймлапс. Или, например, сделать фото, начать или остановить запись, отметить лучшие кадры.

Голосовое управление поддерживает русский язык (после его выбора в меню). Разговаривать с камерой лично мне ещё кажется странным, но, думаю, скоро это войдёт в привычку, как это было с беспроводными гарнитурами для смартфона. Когда камера закреплена на шлеме, сказать «Гопро, сними видео!» проще, чем наощупь искать кнопку. А ответные звуковые сигналы позволяют понять, приняла GoPro HERO6 вашу команду или нет.

Камеру можно пробуждать командой «Гопро, включись!», если заранее активирован соответствующий пункт в меню, который переводит камеру в режим ожидания на 8 часов. Она находится в режиме экономии энергии, но в любой момент отреагирует на команду и начнёт съёмку. Это удобно: не нужно каждый раз включать/выключать камеру, например, в перерывах между велосипедными трюками. Однако при очень сильном ветре или окружающем шуме всё же надёжнее использовать сенсорное или кнопочное управление.

Приложения

Для GoPro HERO6 существует два приложения с разным функциями.

    • GoPro (ранее Capture) — мобильное приложение для Android и iOS, которое позволяет полностью управлять настройками камеры: настраивать ISO, выдержку, задавать разрешение видео, а также проверять и обновлять прошивку. В этом приложении можно просматривать отснятые материалы и скачивать их. Фото- и видеофайлы автоматически подгружаются в приложение на смартфоне/планшете, когда он подключается к камере по Wi-Fi. С помощью функции QuikStories приложение может создавать небольшие ролики из отснятого материала.

                         

  • Quik — видеоредактор от GoPro. Он создан для монтирования роликов, накладывания музыки. Приложение определяет наиболее интересные кадры и создаёт на их основе небольшой ролик.

    Можно использовать не только файлы, снятые на GoPro, но любые фото- и видеоматериалы из памяти телефона. Прямо в процессе съёмки можно самому указать камере на лучшие места футажей с помощью команды «GoPro HighLight» (в русском и английском вариантах одинаково), чтобы они гарантированно вошли в созданное программой видео. Важно, что приложение поддерживает не все форматы родной камеры. На миниатюрах файлов, с которыми оно не может работать, появляется восклицательный знак. Наверное, это связано с поддержкой устройством новых кодеков.

    Настройки

    РАЗРЕШЕНИЕ И ЧАСТОТА КАДРОВ

    Иногда я верю в чудеса, но только не тогда, когда дело касается техники.

    Во время теста в камере стояла карточка на 32 гигабайта, при записи Full HD с 30 кадрами/с камера показала возможность часовой записи, при 60 кадрах/с — 55 минут. Частота кадров в два раза выше, а информации лишь на несколько процентов больше. Ставим 2,7К и 60 кадров/с — 46 минут, 4К и 60 кадров/с — 44 минуты. Математические вычисления, на первый взгляд, не сходятся.

    Eсли при двукратном увеличении разрешения или частоты кадров незначительно уменьшается время записи, значит, повышается степень сжатия информации? На самом деле, нестыковка по длительности записи связана с тем, что GoPro HERO6 поддерживает новые кодеки MP4 (H.264/AVC), MP4 (H.265/HEVC), а не только MP4 (H.264). Качество изображения они обеспечивают высокое, а файлы весят меньше и за счёт этого быстрее подгружаются и при работе с самой камерой, и при монтаже в сторонних программах. Устройствам Apple, для которых H.265 — «родной» кодек, больше не нужно перекодировать видеофайлы при их передаче. Максимальный битрейт при съёмке в режиме Protune может достигать 80 Мбит/с против 60 в GoPro HERO5.

    Думал, что при разрешении 720р будет доступна частота 480 кадров/с, но оказалось, что есть только 60 кадров/с и никаких других разновидностей. Странно, но в целом не вижу каких-то проблем.

    Для себя наилучшим вариантом считаю 2,7К с 60 кадрами/с, так как именно это сочетание показалось оптимальным в соотношении разрешение/качество. Full HD — хорошо, картинка резкая, но вдруг захочется чуть-чуть «приблизить» при монтаже? Разрешение 4K пока использую только там, где планирую позже применить цифровые эффекты, или где явно много мелких деталей. Использовать его повсеместно в обычной жизни пока не вижу смысла.

    Качество съёмки

    По моим субъективным ощущениям, картинка смотрится неплохо почти во всех режимах, но стоит помнить о применяемых кодеках. Например, видео в 4K с 30 кадрами/с кодируется кодеком H264:


    Видео 4К с частотой 60 кадров/с — кодеком H265:


      По качеству картинки для меня оба файла одинаково хороши, но в первом случае файл воспроизводится на большинстве компьютеров, а вот со вторым могут возникнуть сложности из-за новизны кодека и необходимости привлечь больше ресурсов компьютера для его воспроизведения. Та же история и с разрешением 2,7К. При частоте 25–30 кадров/с используется кодек H.264, а при 60 и 120 кадрах/с — H.265. Для Full HD с частотой 25, 30, 60, 120 кадров/с — H.264, а при 240 кадрах/с — H.265.

      Как уже писал выше, картинка мне понравилась почти везде, но при Full HD со 120 кадров/с начинает проявляться шумность изображения, чуть теряется чёткость.


      При 240 кадрах/с чёткость теряется ещё больше, появляются артефакты на мелких деталях. Но это же 240 кадров/с! Тут каждый для себя решает, что ему важнее — более чёткая картинка или повышенная скорость «рапида». 

      При 2,7К со 120 кадрами/с картинка выглядит лучше, чем в Full HD. Скорее всего, это связано как раз с использованием кодека H.265. 

      Также мне ни в одном из режимов не понравилась картинка, снятая при использовании цифрового зума. Квадратные пиксели не вылезают, но становятся более заметными цифровой шум и дефекты изображения. В целом использование цифрового зума при Full HD эквивалентно кропу на компьютере при первоначальной съёмке в 4К.

      СОВМЕСТИМОСТЬ НОВЫХ КОДЕКОВ

      Открыть файл для редактирования, сохранённый в новом кодеке H.265, я смог только в последней версии Adobe Premiere Pro. Популярные программы Sony Vegas и DaVinci Resolve ещё не умеют работать с этим новым форматом. Также помните, что разрешение 4К требует задействования больших ресурсов видеокарты. Мой пятилетний компьютер без проблем монтирует Full HD с частотой 60 кадров/с, а вот ролики с частотой 120 или 240 кадров — уже с трудом. Та же история и с 4К, и с 2,7К. Получается, что нужно либо обновлять компьютер, либо при монтаже использовать прокси (уменьшенные по разрешению и качеству превью), что тоже оказалось не самой простой задачей из-за новых кодеков. Но всё это — временные трудности, которые случаются при внедрении любой новой технологии и постепенно исчезают.

      РЕЖИМЫ ФОТО И ЗАМЕДЛЕННОЙ СЪЁМКИ

      Фотосъёмка предлагает три режима: «Фото», «Ночное фото» и «Серийная съёмка» (Burst в английском варианте). Первый режим позволяет снимать как отдельные фото одиночным нажатием на кнопку записи, так и серию с помощью длительного нажатия. В этом случае количество фотографий в серии зависит от освещённости. «Ночное фото» подразумевает применение автоматических настроек, оптимальное для малого количества света. Этот режим не рекомендуется использовать при съёмке с рук. В режиме серийной съёмки камера делает 30 фотографий в секунду.

      Для фотосъёмки доступно поразительное для столь миниатюрной камеры разрешение 12 Мп и (опционально) формат RAW, позволяющий выжать из фотографии больше на этапе постобработки. Файл сохраняется с расширением *.GPR, он без проблем распознался в Adobe Lightroom и Photoshop. Что занятно, JPEG-файл из камеры занимает 7 МБ, а RAW-вариант — 3 МБ. В обычных камерах наоборот — «сырой» файл всегда весит больше JPEG.

      Вы без проблем можете поменять цветовую температуру кадра без появления шумов, выставить свои настройки яркости и контраста. Да и в целом тот результат, что выдаёт программа на компьютере, лично мне нравится больше того, что делает по умолчанию камера. По итогам правок файлов могу сказать, что динамический диапазон по яркости в RAW не сильно больше, чем в оригинальном JPEG-файле. Ложка дёгтя — при съёмке в RAW-формате камера пишет файл несколько секунд, что в некоторых ситуациях может доставить неудобства.

      Применив различные цветовые маски в RAW я обнаружил, что можно менять цветовой баланс во всём диапазоне, при этом не появляется дополнительных шумов в изображении. В случае с JPEG так не получится. Если свои снимки вы показываете на смартфоне в небольшом размере, то существенной разницы в картинке не увидите, но на большом экране компьютера разница очевидна.

      Режим замедленной съёмки можно использовать, чтобы снять ускоренное видео при обычной и ночной интервальной фотосъёмке. Есть настройки времени спуска затвора: Auto (меньше 2 секунд) и вручную (от 2 до 30 секунд). Интервал между снимками по умолчанию составляет 0,5 секунды, вручную регулируется от 0,5 до 60 секунд, а при ночной съёмке — от 4 секунд до 60 минут.

      ЦИФРОВОЙ ЗУМ

      Предыдущие модели GoPro предлагали несколько фиксированных вариантов угла обзора. Стандартный Wide (около 170°) — с сильным искажением типа «рыбий глаз», Medium — небольшое искажение типа «рыбий глаз» (примерно соответствует 120°), Narrow — кадр почти без искажений (около 90°). В последних версиях GoPro их дополнил SuperView — в нём камера берёт информацию со всей площади матрицы и сжимает в кадр с пропорциями 16:9.

      В GoPro HERO6 отсутствуют такие варианты угла обзора, как Medium и Narrow. Вместо этого можно зумировать картинку при помощи сенсорного управления с возможностью выбора промежуточных значений. Варианты SuperView и Wide сохранились, причём SuperView стал доступен в большем количестве форматов: он появился в варианте 2,7К при 50 и 60 кадрах/с и 4К при 25 и 30 кадрах/с. Раньше при таком разрешении его можно было использовать только с более низкой частотой кадров.

      Есть возможность съёмки 4K с соотношением сторон 4:3, при котором используется вся площадь матрицы и мы получаем максимально возможные углы обзора по сравнению со съёмкой в 16:9. При монтаже можно кадрировать такое видео почти без потерь в чёткости. Длительность записи видео с такими пропорциями уменьшится.

      «Шестёрка» также унаследовала от предыдущей модели ещё один вариант угла обзора — Linear. Он даёт картинку вообще без характерных для широкоугольников оптических искажений, поэтому с ним удобно использовать камеру и для съёмки обычных фото.

      РЕЖИМ PROTUNE

      Производитель делает всё возможное, чтобы максимально упростить пользователю жизнь, и мы это ценим. Но даже если в камере появится искусственный интеллект, лучше всё же понимать, как он работает, чтобы уметь исправить потенциальные сбои.

      Часто камерой GoPro HERO6 можно снимать в профиле по умолчанию, но я рекомендую пользоваться режимом ProTune. После его выбора в выпадающем справа меню сенсорного экрана появляются дополнительные возможности настройки: можно выставить баланс белого, ограничение минимального и максимального ISO, выдержку и поправку к экспозиции. Ещё здесь можно выбрать настройки цвета. Вариант GoPro Color обеспечивает стандартную сочную картинку, такую же, как без режима ProTune. Вариант Flat даёт нейтральную картинку, которую потом можно покрасить на свой вкус в редакторе.

      Если вы готовы заплатить 30 тысяч рублей за камеру, есть смысл потратить пару часов на изучение меню, чтобы картинка стала значительно лучше.

      Возможности при автонастройке тоже улучшились: например, функция автоэкспозиции в GoPro HERO6 точнее воспринимает смену освещения и адаптируется при переходе с яркого света в тень и наоборот.

      СТАБИЛИЗАЦИЯ

      В анонсах много внимания было уделено улучшению стабилизации. Внутрикамерный стабилизатор здесь электронный, что ожидаемо — при таких габаритах камеры реализовать физический стабилизатор не просто, хотя некоторым конкурентам это удалось. 

      Обновлённый стабилизатор GoPro HERO6 позволяет запечатлеть хорошее, плавное движение. На видео горизонт остаётся на месте, а видимая в кадре часть конструкции, на которой жёстко закреплена камера, перемещается в пространстве, хотя в реальности всё наоборот. Работу стабилизатора можно оценить по примерам видео ниже:

      Кто-то скажет, что можно и на компьютере стабилизировать не хуже. Да, но зачем тратить время, если встроенный стабилизатор всё делает превосходно? Без существенной причины не вижу смысла тратить лишний час на ожидание, когда компьютер просчитает движение в нужном куске ролика. Да и сам механизм внутрикамерной стабилизации отличается от тех же действий при постобработке.

      При стабилизации в монтажной программе алгоритмы отслеживают перемещение точек в кадре и высчитывают предположительное движение камеры. Могут угадать, а могут и ошибиться. Внутри камеры информация для стабилизации берётся со своих датчиков. Они дают более точные сведения о перемещении камеры, на их основании и выравнивается картинка.

      Тест показал, что стабилизатор работает хорошо, но не идеально. При прямолинейном движении всё в порядке. При повороте направо или налево камера стремится сохранить первоначальную ориентацию. Когда угол поворота становится слишком большим, доворот камеры происходит не плавно, а с небольшим скачком. В таком случае получается не плавное панорамное движение, а — плавно-рывок-плавно.

      Аксессуары

      СТАБИЛИЗАТОР GOPRO KARMA GRIP

      Конструкция стабилизатора Karma Grip выглядит надёжной, имеются ограничители угла поворота. Из-за них пришлось повозиться, чтобы более плоско всё упаковать для перевозки.

      Стабилизатор работает устойчиво, глюков не было. Более простые китайские стабилизаторы без развесовки не могут поднять мотор, с течением времени горизонт у них иногда уплывает. Моторы входящего в комплект стабилизатора имеют существенный запас мощности: даже при включении без камеры, когда нет абсолютно никакой центровки, стабилизатор удерживает линию горизонта. При резком панорамировании могут возникнуть рывки, но за пару проходов удаётся приноровиться к скорости реакции стабилизатора, чтобы делать плавные пролёты и развороты.

      Важно, что при использовании внешнего стабилизатора внутренний отключается. А жаль, ведь сочетание внешнего механического и внутреннего электронного стабилизаторов могло бы улучшить качество картинки. Стабилизация происходила бы не по трём осям поворота камеры, а по пяти, компенсируя ещё и колебания камеры вверх/вниз. Впрочем, это полезно только при съёмке с малых дистанций.

      Стабилизатор в руках:

      Стабилизатор жёстко закреплён на руле велосипеда, который двигался змейкой, и все повороты и наклоны «стаб» отрабатывает. Обратите внимание: на 15-й секунде руль вывернут до такой степени, что попал в кадр, но камера продолжает смотреть прямо по курсу движения.

      МОНОПОД-ШТАТИВ GOPRO 3-WAY MOUNT

      Выглядит монопод-штатив необычно, но пользоваться им оказалось удобно. Очевидный плюс — благодаря складной конструкции сама палка не попадает в кадр. В качестве бонуса — небольшая треножная опора, спрятанная в рукоятке.

        На первый взгляд ножки кажутся слабыми, но при установке на твёрдую поверхность образуют довольно устойчивую конструкцию. Выкрутить «треногу» из ручки и поставить на неё GoPro для небольшой съёмки — что может быть проще и быстрее?

        Выводы

        Тем, кто регулярно занимается активными видами спорта и хочет запечатлеть свои приключения, такая камера очень пригодится. Возможность съёмки 4К видео и поддержка частоты 240 кадров/с в разрешении Full HD даёт ощутимые преимущества по сравнению с другими экшн-камерами.

        Стабилизатор GoPro Karma Grip — хорошее дополнение к системе, если хочется получить более плавное движение в кадре. Можно убрать тяжёлую ручку и кабелем Karma Grip Extension Cable соединить блок управления с головой стабилизации, что ещё больше расширит возможности использования GoPro HERO6. Ложка дёгтя нашлась в новых кодеках, из-за которых придётся обновить софт для монтажа, а возможно и железо компьютера, но такова плата за новые технологии.

        ПЛЮСЫ:

        • компактность;
        • совместимость со старыми аксессуарами GoPro;
        • голосовое управление;
        • съёмка в 4К с внутренней электронной стабилизацией;
        • SlowMotion: замедление до восьмикратного.

        МИНУСЫ:

        • мыльность картинки при частоте 120 кадров/c и выше;
        • шумная картинка при использовании цифрового зума;
        • несовместимость новых кодеков со старыми версиями программ.